Пятница, 23.08.2019, 18:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS   Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Меню сайта
ШУС
Школьная газета
Радуга творчества
Школьные новости
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Плохо
3. Хорошо
4. Неплохо
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Беседа с родителями 5-11 классы

 

                                                                                                         

                                                                                                                Детский труд и самообслуживание


В последние годы все чаще школьники жалуются на принуждение к труду. Все слышали, что принудительный труд запрещен, тем более детский. Некоторые дети заявляют даже о том, что учеба - это тоже принудительный труд и что они «перерабатывают», выполняя домашние задания . Поэтому учителю необходимо знать, что такое принудительный труд и детский труд. Эти знания пригодятся учителю и для того, чтобы не допустить принуждения к труду со стороны работодателя.
Под принудительным трудом понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг .
Однако пункт 2 статьи 2 Конвенции № 29 «О принудительном или обязательном труде» уточняет:
<«.. > термин "принудительный или обязательный труд"... не включает в себя:
a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;
b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;
c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;
d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия <...> и во¬обще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива <...> при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ <.. .»>.
Для учителей как наемных работников чрезвычайно важно также то, что российский Трудовой кодекс признает принудительным трудом «нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в пол¬ном размере» .
Под детским трудом понимается не любая работа, выполняемая лицом до 18 лет. Многие дети в различных странах выполняют работу, которая полностью сочетается с получением ими образования и с их полноценным физическим и умственным развитием, получая или не получая плату, которая соответствует их уровню зрелости и возрасту. В понятие «детский труд» не включается деятельность, связанная с оказанием помощи после уроков в школе и выполнением до¬машних заданий, с работой по домашнему хозяйству, в саду, огороде, по уходу за маленькими детьми или при выполнении других легких видов работ.
Детский труд - это оплачиваемая и не оплачиваемая работа или деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отно¬шении сопряжена с опасностью для детей или причинением вреда детям.
Международными документами определяются категории труда, в котором ни при каких обстоятельствах не должен участвовать ребенок. В частности, Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 138 и № 182 выделяют труд, который ставит под угрозу физическое, умственное или нравственное благополучие ребенка, так называемый опасный труд.
Если говорить о принудительном труде в современной российской школе, то обычно имеется в виду принуждение школьников к участию:
• в ремонтных работах;
• в субботниках по благоустройству школы и пришкольной территории;
• в летней трудовой практике.
С правовой точки зрения проблема сложная. Если исходить из буквы за¬кона, можно сказать, что все эти виды деятельности школьников не являются принудительным трудом, так как совершаются для «местного сообщества» либо из «учебно-воспитательных соображений».
Но необходимо учитывать большое количество факторов:
• добровольность (кто и как принимает решение о необходимости работы; различные формы принуждения: от угрозы отчисления из школы до осужде¬ния коллективом);
• посильность (известны многочисленные случаи, когда детям приходится делать непосильную работу просто потому, что ее необходимо сделать для школы, а нанять рабочих нет средств);
• соблюдение всех санитарных норм (один из самых важных и практически полезных пунктов, так как дети не знают, в каких условиях им можно работать, а в каких - нельзя);
• учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность результатов труда; проблема вознаграждения за труд).
Кроме этого нужно различать учебные занятия (предметы типа «домоводство», «технология», «труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора.
«Учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родите¬лей (законных представителей)» .
В приказе Министерства образования РФ сказано: «Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана» .
К сожалению, школа довольно часто практически вынуждена использовать труд родителей и учеников из-за нехватки бюджетных средств. Можно обсу¬дить различные варианты решения этой проблемы с родителями, с советом школы и т.д.
Субботники вряд ли можно отнести к принудительному труду. Однако, анализируя конкретные случаи организации субботников, можно обратить вни¬мание на «частности»:
• имеют ли работники (педагоги, школьники) право высказаться?
• есть ли прямая польза для школьного коллектива?
• можно ли считать школу «местным сообществом»?
• не является ли эта работа просто сверхурочным, неоплаченным трудом, экономящим средства, предназначенные для организации уборки школы?
Таким образом, если к вам обратились дети с жалобами на принуждение к труду, вам придется вместе с ними проанализировать ситуацию по всем вы¬шеперечисленным параметрам и принять меры, если нарушение в самом деле имеет место.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Мин.образ.Сар.обл.
Управл.обр.Нов-го
ФИПИ